13.09.2018
- Изменения в состоянии ребенка
- Причины изменений
- Эмоциональное состояние
- Психологическое состояние
- Здоровье
- Как подготовить ребенка к детскому саду
- Помощь родителей малышу при адаптации
- Основные ошибки родителей
- Как помочь родителям
Для ребенка начало посещения дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является стрессом: отсутствие родителей, жизнь по определенному расписанию, множество незнакомых детей, взрослых вызывают у него страх.
Организм дошкольника должен пройти период приспособления (привыкания) к изменениям. Адаптация ребенка к детскому саду требует большого внимания, терпения со стороны взрослых, ведь этот этап жизни влечет за собой серьезные изменения состояния малыша, сказывается на поведении далеко не всегда положительным образом.
Изменения в состоянии ребенка
С начала посещения детского сада дошкольник испытывает нервно-психическое напряжение. Повседневный стресс накладывает отпечаток на его психологическое и физиологическое благополучие.
Причины изменений
Анализ процесса адаптации детей, проводимый психологической службой в дошкольных учреждениях, выявил несколько основных причин происходящих изменений в состоянии ребенка.
- Вместо привычной атмосферы дома малыш оказывается в чуждой обстановке.
- Его оставила мама, которая раньше всегда была рядом. Особенно трудно этот отрыв дается мальчикам 3-5 лет из-за сильной привязанности к ней.
- В ряде случаев ребенок может подумать, что его перестали любить или он что-то сделал плохое и его наказали.
- Дошколенок боится нарушить новые требования, что усиливает испытываемый стресс от расставания с родителями.
Еще одна причина изменения состояния дошколенка в адаптационный период – кризис трех лет. При подобном наслоении это становится настоящим испытанием.
Эмоциональное состояние
Родителям приходится проходить через серьезное испытание, наблюдая эмоциональное состояние своего ребенка по утрам в ДОУ. У каждого малыша чувства в момент расставания с близким человеком на целый день выражаются по-разному. Один возмущенно негодует, выражает громким криком свое недовольство предстоящим уходом родителей, не дает себя раздеть. Даже замахивается на маму с папой, пытаясь их ударить. Второй монотонно, тихо ноет, боясь, что его просто забудут вечером забрать. А у третьего будет наблюдаться ярко выраженная депрессивная реакция. Апатичный, равнодушный карапуз ни на что не реагирует, не проявляет никаких чувств.
Дети не испытывают положительных эмоций сначала, но затем они отвлекаются от своих неприятностей. Главная задача воспитателя – занять каждого делом так, чтобы они отвлеклись от уходящих родителей и как можно быстрее влились в общую атмосферу.
Анализ взрослыми состояния каждого малыша позволяет быстро реагировать на тревожные признаки возможного истерического состояния, которое наносит вред формирующейся психике. Если момент расставания с родными правильно организован в ДОУ, то карапуз успокаивается достаточно быстро.
Психологическое состояние
Вынужденное взаимодействие ребенка с миром детсада может привести к изменениям его психологического состояния. Иногда он становится не таким открытым в общении, как обычно, замыкается. Снижается в этот период познавательная активность, вплоть до отсутствия проявлений интереса к новым игрушкам. Родителям может показаться, что их малыш совершенно все забыл: как ложку держать, как пользоваться носовым платком, как ходить самому в туалет. Даже речь, бывает, становится беднее, чем обычно.
Изменения могут коснуться двигательной активности. Спокойный ребенок вдруг превращается в гиперактивного, а подвижный – становится немного заторможенным.
В процессе адаптации в сопровождении психолога и воспитателей, при помощи родителей все навыки и речь восстановятся, двигательная и познавательная активность войдет в норму. Тогда можно будет уверенно сказать, что адаптация ребенком пройдена.
Здоровье
Пока идет адаптация ребенка в детском саду, у него могут возникнуть проблемы с аппетитом и сном, что отражается на общем состоянии его физиологического здоровья. Малышу не хочется есть: пища для него совершенно незнакома. Один из признаков, что привыкание к садику идет нормально – восстановление аппетита.
Те же затруднения касаются сна дошкольника в период приспособления к новым условиям. В это время дневной, даже ночной, сон нарушается: дитя спит беспокойно, может просыпаться с плачем или криком.
В сочетании с постоянным напряжением, которое испытывает ребенок, его иммунитет снижается. Часто бывает так, что в первый месяц посещения ДОУ малыш заболевает, но причина возникающих ОРЗ и частых простуд является психологической. Из-за инстинктивного стремления избежать встречи с новым коллективом может произойти так называемое бегство в болезнь: организм отказывается сопротивляться недугам, даже если раньше с ними легко справлялся.
Родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы восстановить равновесие в эмоциональной сфере ребенка, тогда подобные проблемы достаточно быстро исчезнут.
Как подготовить ребенка к детскому саду
Посещение ДОУ ребенком необходимо планировать для того, чтобы иметь возможность подготовить его к грядущим изменениям. Суть таких превентивных мер состоит в создании дома условий, близких детсадовским.
- Родителям следует узнать, какой режим дня существует в ДОУ, а затем ввести подобный дома.
- Домашнее меню надо временно приблизить к рекомендованному в дошкольных учреждениях.
- Незнакомое всегда пугает, поэтому ребенку надо рассказывать как можно больше о детском садике. Отличные помощники в этом – специальные развивающие книги с картинками, стихами по теме.
- По согласованию с администрацией ДОУ можно провести экскурсию в детсад, куда будет ходить малыш. Надо показать учреждение с интересной стороны: яркие качели и фигуры на детской площадке, уютные помещения групп, множество игровых зон и забав.
- Обязательно надо организовать сюжетно-ролевые игры с участием ребенка, где будут присутствовать ситуации, которые происходят в действительности: к примеру, родители оставляют карапуза в садике, обязательно забирают его.
Если начать ребенка адаптировать до посещения детсада, тогда первые дни не окажутся шоковыми для него.
Помощь родителей малышу при адаптации
Обычно психолог или воспитатель детского садика дают родителям практические советы, как помочь ребенку в процессе адаптации, чтобы она протекала максимально безболезненно.
- Обязательно надо четко объяснять малышу, во сколько мама или папа за ним придет: время и действие, после которого это произойдет.
- Следует попробовать объяснить ребенку необходимость его пребывания в ДОУ, некоторые дети начинают ходить туда, как на работу, подобно родителям.
- Постараться обсудить с воспитателем вопрос присутствия мамы во время первых дней в группе (в раздевалке, к примеру). Договориться следует и о том, чтобы малышу разрешили приносить с собой в садик любимую игрушку.
- Отзывы родителей о ДОУ в присутствии детей должны быть положительными или нейтральными.
- Режим выходного дня не должен отличаться от детсадовского режима.
- В период адаптации дома должна царить безоблачная атмосфера любви и взаимоуважения, которую очень тонко чувствует ребенок, она помогает ему успокоиться, пережить очередной стресс.
- Следует быть внимательней к малышу: смягчить суровость по отношению к его проступкам, стараться хвалить, поддерживая его самооценку.
- Надо играть с карапузом, рассказывать сказки, придумывать собственные истории о том, как некий герой ходил в садик и там ему было хорошо.
Главное – ребенок должен чувствовать уверенность в любви родителей, чтобы вокруг с ним не происходило. Тогда адаптировать его будет намного проще.
Основные ошибки родителей
Анализ процесса адаптации младших дошкольников – важная часть воспитательной программы ДОУ. Именно он позволяет выделить один из факторов, мешающих адаптировать ребенка – типичные ошибки мам и пап, которые они совершают из благих побуждений. Воспитатель может дать родителям индивидуальные советы, чего не следует делать, так как это может серьезно навредить детям.
- Нельзя показывать раздражение от того, что малыш отказывается идти в садик или плачет при расставании.
- Следует исключить привычку запугивать детей посещением детского сада, используя это как рычаг воздействия на капризного малыша.
- Не стоит при ребенке обсуждать его проблемы: на уровне интуиции даже самые маленькие дети воспринимают тревожность матери, усугубляя свою собственную.
- Надо исключить привычку в присутствие малыша дурно отзываться о садике, воспитателе. Он подумает, что все там нехорошие, а значит ему там будет плохо.
- Ребенка не следует вводить в заблуждение обещанием забрать его домой рано, для того, чтобы он не плакал: ведь он может перестать доверять родителям.
Такие запреты для взрослых не являются сложными, а вот адаптировать ребенка к садику их соблюдение поможет.
Как помочь родителям
Мамы с папами тоже нуждаются в помощи, так как наблюдать за состоянием малыша в период адаптации очень тяжело. Есть несколько советов, как помочь себе самому.
- Ни в коем случае нельзя сомневаться в необходимости посещения ребенком ДОУ. Тогда и малыш может воспринять это просто как необходимость, отнестись к посещению садика гораздо более спокойно.
- Родителям следует поверить в то, что ребенок уже достаточно самостоятелен, чтобы пережить подобный стресс. Не следует излишне волноваться, из-за того что малыш при расставании утром плачет – это просто защитная реакция организма. Да, относиться спокойно к такому душераздирающему зрелищу трудно, но это только поможет. Гораздо сложнее, когда карапуз замыкается в себе, именно такое поведение должно вызывать тревогу.
- Можно общаться с родителями детей, которые поступили в то же время в детский сад. Обмен положительным опытом пойдет только на пользу.
Самым главным помощником и советчиком для родителей должен стать психолог. Именно он, руководствуясь анализом адаптационного периода каждого воспитанника и воспитательной программой ДОУ, способен дать самые важные советы для родителей в отношении их детей.
Готовя ребенка к посещению детского сада, не следует забывать об индивидуальности каждого человека. Одни приходят в ДОУ, как в самое знакомое и приятное место. Другие испытывают негативные чувства около 1 или 3 недель.
Есть дети, которые в течение 2-3 месяцев никак не могут привыкнуть к окружающей атмосфере коллективного воспитания. Последний случай требует самого пристального внимания специалистов-психологов.
Посещение детского сада очень важно для детей: для их социализации, развития навыков знакомства и общения. Давно специалистами замечено, что в дальнейшем более успешны в школе именно малыши, постоянно посещавшие дошкольное образовательное учреждение.